Розглядається методологія етногенетичних студій видатного українського вченого В. П. Петрова, яка базується на його історіософії. Основною тезою є розчленованість історичного процесу на замкнені і самодостатні
часові відрізки історії людства — епохи. З цього випливає
твердження про дискретність етногенетичного процесу,
зумовлену перервністю історичного розвитку, зламами
між епохами.
Исполнилось 125 лет со дня рождения украинского археолога, философа, литературоведа, лингвиста, фольклориста, этнографа, историка, педагога, писателя, доктора филологических наук, профессора Виктора Платоновича Петрова (псевдонимы: В. Домонтович, Виктор Бер, Виктор Петренко, Борис Вериго).
В. П. Петровразработалновуютеориюэтногенеза,назвавееисторической,ипредложилвыделитьэтногенетику
как отдельную научную дисциплину, которая имеет свои задания, источники, методику и методологию. Методология всех этногенетических исследований В. П. Петрова, основной проблемой которых было происхождение
украинского народа, базируется на его историософской концепции истории как бытия человечества, отличается
от других существующих философий, в том числе марксистской. В пределах историософии, как отдельную область исследования, ученый считал необходимым выделить этнософию. Оригинальной является периодизация
истории в концепции В. П. Петрова. Ее основной тезис заключается в том, что исторический процесс расчленен
на замкнутые и самодостаточные временные отрезки — эпохи, между которыми есть не только разрыв, но и связь.
В. П. Петров отрицал творческую самодостаточность времени в истории на основании своих представлений о
дискретности исторического бытия и отречения от представлений об эволюционном прогрессе, как движении
вперед. Из этого вытекает его тезис об устранении времени из исторических исследований. Как считал В. П. Петров, человек, проблема которого всегда была в центре его внимания, воспринимает мир через идеологию своей
эпохи. Она отражает способ бытия эпохи, в которой структурообразующей категорией является истина, определяющая развитие политических, экономических, моральных, эстетических и других категорий. Идеологию эпох
В. П. Петров прослеживал на конкретном историческом материале. В истории человечества ученый выделил три
эпохи: средневековье, идеологией которого была теология; новое время с идеологией гуманизма; наше время,
наступившее в ХХ в. Незавершенные исследования В. П. Петрова о доистории человечества были опубликованы
посмертно. Петров рассматривал историю как бытие человечества не только в аспекте биологического воспроизводства, а и в культурно-историческом аспекте. Фактором исторического развития человечества, не менее
важным, чем прогресс, В. П. Петров считал кризис и регресс. Из этого тезиса следует утверждение В. П. Петрова:
процесс этногенетического развития осуществляется благодаря смещению, разрыву, перелому между эпохами, а
не эволюционным путем, не по восходящей линии развития. Этногенетический процесс является дискретным.
Процесс формирования этносов происходит в соответствии с особенностями каждой эпохи, поэтому этносы
разных эпох, являясь «надэпохальной» категорией, благодаря смещению, разрыву, перелому между эпохами, не
тождественны. В пределах каждой эпохи были свои особенности и отличия в этногенезе отдельного народа. В
наше время стало ясно, что историософия и этногенетическая концепция В. П. Петрова отвечают новейшим
научным теориям, и связаны с современными философскими направлениями.
It is already 125 years since birthday of Dr. Viktor Platonovych Petrov (aliases: V. Domontovych, Viktor Ber, Viktor
Petrenko, Borys Verigo). Dr. V. Petrov was a famous Ukrainian archaeologist, philosopher, literary critic, linguist, folklore
researcher, ethnographer, historian, pedagogue, writer, professor, and doctor of philological sciences.
Dr. V. Petrov developed a new ethnogenesis theory, and called it historic. He proposed to consider ethnogenesis as a
separate scientific disciplinewith its own tasks,sources, and methodology.The methodology of all Dr. V. Petrov’s ethnogenic
studies is based on his historiosophy. The main goal of his research was the origin of Ukrainian nation. His views, as a history of mankind existence, are different from the other existing historiosophy, including Marxism. Dr. V. Petrov considered
ethnosophy as a separate research field within historiosophy. He also developed original periodization system of history. The
main thesis of the theory is that the historic process is divided into closed and self-sufficient time periods — epochs. The time
periods have gaps and interconnections between them. Dr. V. Petrov rejected creative self-sufficiency of time in history on
the basis of his ideas about the discreteness of historical existence and renunciation of ideas about evolutionary progress as a
movement in only forward direction. From this follows his thesis about irrelevance of time in historical research. According
to Dr. V. Petrov, a person whose problem has always been in the center of his attention perceives the world through the
ideology of his era. It reflects the way of each era existence. Each era structure-forming category is truth, which determines
the development of political, economic, moral, aesthetic and other categories. Petrov traced the ideology of epochs on
concrete historical material.
In the history of mankind, the scientist distinguished three epochs: the Middle Ages, the ideology of which was theology;
New Time with the ideology of humanism; and Our Time that started in 20th century. Petrov’s incomplete studies of the
mankind prehistory are published posthumously. Dr. V. Petrov considered history as a history of mankind existence not
only in the aspect of biological reproduction, but also in the cultural-historical aspect. According to Dr. V. Petrov crisis
and regression are as important as progress for mankind historical development. From this thesis follows his statement:
The process of ethnogenic development has shifts, gaps, and breaks between epochs, but no evolutionary path or ascending
line of development. The ethnogenesis process is discrete. The ethnic group’s formation process occurs according to the
characteristics of each epoch; therefore, ethnic groups of different epochs are “above epoch” category. As a result of shifts,
gaps, and breaks between epochs they are not identical. Within each epoch, there are peculiarities and differences in the
ethnogenesis of an individual nation. At present time, it became clear that historiosophy and ethnogenetic concept of Dr. V.
Petrov agree with the latest scientific theories, and connects to the modern philosophical teachings.